Воспитание духовности у детей

Содержание

Нравственность, воспитанность, духовность, или Как передать ребенку нравственные ценности?

Воспитание духовности у детей

Как объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо? Как сделать так, чтобы у него возникала “правильная” мотивация поступков? Эти вопросы рано или поздно задают себе все родители. Подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды.

В вашей семье растет малыш. И, хотя он еще совсем маленький, как и всем родителям, вам хочется, чтобы он стал человеком высоко нравственным и не совершал подобные проступки.

Миша Пьяных и Ваня – друзья с детского сада. В первый день, когда дети пришли в школу, мальчишки из их класса, конечно, тут же нашли себе развлечение, придумывая дразнилки с фамилией Миши. Ваня мог бы вступиться за Мишу, но не сделал этого.

Он вместе со всеми бегал вокруг парты Миши и кричал обидные слова. В ситуации, когда все были против одного, Ваня проявил малодушие. Он и не пытался защитить друга или сказать нечто подобное: “Перестаньте.

Вам ведь не понравится, если над вами станут смеяться из-за вашего имени”.

За неделю до события Вика была приглашена на день рождения к Наташе. Вика с радостью приняла приглашение, а ее мама купила подарок для подружки дочери. Было известно, что придут еще две девочки, бабушка испечет пирог и устроит для них чаепитие.

Но в день праздника к Вике зашла Катя и предложила поехать с ней и ее папой в детское кафе. Это приглашение показалось очень лестным для Вики.

Она тут же побежала к телефону, чтобы сообщить Наташе «радостную» весть: к ней она не придет, потому что едет на машине есть мороженое в кафе, где выступают клоуны.

На даче Сережа и его друзья решили провести «научный эксперимент». Они поймали «ничейного» котенка, поместили его в автомобильную покрышку, крепко привязали проволокой и спускали с горы. Этого показалось мало.

Котенка сбрасывали с крыши сарая, учили «подавать голос» и плавать в местном пруду.

Вечером «исследователи» посадили котенка в металлическую бочку, наглухо закрыли крышкой, и Сережа сообщил друзьям, что утром они отнесут котенка в лес, завяжут ему глаза и посмотрят, найдет ли он дорогу к их поселку.

Что же является основой воспитаниянравственности у детей?

О процессе воспитания ребенка в ранний период можно говорить как об общем его развитии в кругу тесных семейных отношений. Данный процесс нельзя разделить на физическое и нравственное воспитание. За начальный этап жизни ребенка полностью отвечают родители.

Как вы кормите и одеваете малыша, как ласкаете и наказываете его, как разговариваете и играете с ним – все это имеет огромное значение не только для его физического, но и духовного роста. Любовь и забота, спокойствие и доброта не должны «превращаться» в смятение и грубость, безразличие и эгоизм по отношению к маленькому человечку.

Ребенок, не знающий горя и страха, радостно открывающий и познающий мир, легко приобщается к морально-нравственному опыту взрослых.

Сама жизнь предоставляет малышу возможности чисто физически ощутить истинные ценности бытия. Он держит в руках пушистого котенка, трогает и целует портрет бабушки, висящий над его кроваткой, нюхает цветы и любуется красками природы…

Его губы ощущают вкус меда, он чувствует капли холодной речной воды на своем теле, слушает пение птиц, поет и танцует вместе с вами, даже если все это кажется ему игрой. Все эти предметы, чувства, переживания не являются третьестепенным, что потом, во взрослом состоянии, отвергают.

Все это на протяжении жизни человека не теряет значимости и смыла, будь то действие, жест или эмоции. Ребенок, соприкасаясь с ними, приобретает свой подлинный духовный опыт.

Нравственность не является автономной областью знаний или каким-то предметом, который необходимо преподавать детям. Нравственность – это то, как вы все живете, что одухотворяет вашу жизнь. С ребенком не стоит рассуждать о нравственных ценностях – правдивости, любви, ответственности, послушании, добре, зле – как об отвлеченных понятиях.

Нравственные ценности должны воплощаться в реальный опыт его существования. Хотя и нельзя говорить о нравственном воспитании малыша, но его целостное миросозерцание все же подготавливает его к восприятию нравственных ценностей.

Открытие и осознание свободы и запретов, безопасности и любви, удовольствия от одобрения, веселой атмосферы семейных праздников и многого другого вливается в основу его нравственного развития.

Воспитанность

Мы часто слышим словосочетание «воспитанный ребенок». А что такое воспитанность?

Воспитанность ребенка – это его личностные качества, в которых органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура).

Ядром этой своеобразной триады является культура общения. Стержнем, основой истинной культуры общения считается гуманное отношение человека к человеку.

Для этого у ребенка формируют позицию открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие правильного, хорошего воспитания. Культура общения не исчерпывается лишь одной вежливостью.

Ее главный атрибут – тактичность, умение понять чувства и настроения другого человека, поставить себя на его место, представить, какую эмоциональную реакцию вызовут у него те или иные слова. Основным средством общения является речь.

По тому, как ребенок владеет этим средством коммуникации, судят и о его воспитанности. Он должен уметь завязывать и поддерживать беседу, приветливо и внятно отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, избегая при этом резкости и категоричности.

Культура внешности проявляется в том, как ребенок выглядит, как он одет. Воспитывают культуру внешности путем формирования у него привычки к безупречной чистоплотности, потребности выглядеть привлекательно, умения одеваться модно, со вкусом, в соответствии со временем и местом нахождения.

Не меньшее значение для характеристики воспитанности имеют походка, позы, жесты, мимика ребенка. Если он сутулится, втягивает голову в плечи, шаркает ногами, то это, безусловно, снижает уровень так называемой культуры внешности.

Ребенок должен знать, какую походку для мальчиков и девочек принято считать правильной и красивой, как управлять своим лицом: открытым, приветливым, живым. Границы дозволенного для жестов и движений должны быть ему хорошо известны.

Культура удовлетворения бытовых потребностей прививается ребенку с самого раннего детства, когда у него формируются представления о приличном и неприличном.

Понятно, что если ребенок шмыгает носом, трет кулаком глаза, не умеет пользоваться столовыми приборами и т.п., то воспитанным его никто не назовет.

Также важно научить ребенка сводить к минимуму всякое публичное проявление физиологических процессов: чихания, сморкания, зевоты и т.п.

В идеале воспитанный человек – это тот, кто приятен в общении, у которого безукоризненная внешность и безупречные манеры поведения.

Пробуждение духовности

Ваш ребенок неплохо разбирается в компьютерных играх, изучает английский язык, знает все марки автомобилей, занимается спортом и т.д. Но вы понимаете, что этого мало, что надо пробуждать в ребенке духовность. Что это за «штука» такая – духовность?

Отечественные мыслители прошлого оставили нам богатое философское наследие. Некоторые из них в своих трудах рассуждали о том, что воспитать хорошего человека можно лишь при одном условии – если в детстве пробудить в нем духовность.

Известно, что образование не воспитывает, а «полуобразованность» развращает людей. Образование без воспитания – дело опасное.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему моральных проповедей. Задача воспитания не в развитии памяти и интеллекта, а в зажигании сердца.

Обогащенная память и подвижная мысль – при мертвом и слепом сердце – создают ловкого, но черствого и, возможно, злого человека.

Не следует сводить сущность ребенка к его сознанию, мышлению, рассудку: он больше всего этого. Он глубже своего сознания, проницательнее своего мышления, богаче своего разума. Человек, даже маленький, определяется тем, что он любит и как он любит.

Где-то в глубине человеческого бессознательного находится то «святое место», где дремлет первоначальное духовное естество. В детстве душа еще не обросла той грубой «корой», которая будет образовываться в течение дальнейшей жизни.

Душевная оболочка у ребенка еще тонка и чувствительна, поэтому в нем легко пробудить духовность, пока он не пережил острые и тяжелые, болезненные и мучительные впечатления, травмы души.

В том, что называется «пробудить духовность», главную роль играет мама. Ее ласковый взор и приятный голос уже начинают это дело. Каждая женщина, поющая своему младенцу колыбельную, пробуждает в нем первые ростки духовности.

Малыш растет, и надо сделать так, чтобы он полюбил простые задушевные мелодии – их так много в русских народных песнях! Вообще в искусстве есть изумительные, одухотворенные образцы слова, музыки, живописи, танца, и надо способствовать тому, чтобы их благотворное влияние коснулось ребенка и дохнуло на него.

Природа полна чудесных состояний красоты – естественно-гармоничных, безупречных, разнообразно богатых. Надо показать их ребенку и постоянно радовать его ими. У дошкольника, наблюдающего внешний мир, чувства уже открыты для восприятия и переживаний. Надо стремиться давать ему богатство духовных впечатлений.

Направляйте внимание ребенка на самые красивые и изящные формы, явления природы, чтобы он осознавал их таинственную целесообразность. Иногда достаточно того, чтобы он заметил совершенство, иногда можно что-то объяснить ему. Любуйтесь вместе с ним красотой бабочек и цветов, их нежными тонами, изысканными формами. Не забывайте напоминать о хрупкости всего живого на земле.

Всматривайтесь в величавое и легкое, а порой и грозное зрелище плывущих по небу облаков, вслушивайтесь в тишину молчаливого леса или пенье птиц, понаблюдайте за поведением добродушно-задумчивой коровы и поговорите ласково с ней…

Ребенок обязательно вместе с вами оценит и лукавое изящество кошки, и верный нрав собаки, и утренний клич петуха, он непременно ощутит богатство и тайну природной жизни: величие грозы, волшебство инея, запахи весны, коварство мороза.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, беречь, ценить, помогать и т.п.

Необходимо научить его отличать добро от зла, хотеть добра и избегать, стыдиться зла.

Если вы пойдете таким путем в воспитании, то поселятся в его сердце благоговение перед природой и искусством, чуткость и благодарность по отношению к людям. А это и есть не что иное, как духовность.

Татьяна Порецких

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Воспитание духовности у детей

Раннее детство – время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формирование духовности. От того, как будет воспитан ребенок в раннем возрасте, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции.

Что такое духовно-нравственное воспитание дошкольников?

Проблема становления моральных качеств подрастающего поколения быстро набирает свою остроту. Ее актуальность особенно касается дошкольников.

Дошкольный возраст – наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания.

Не воспользоваться им – значит не наполнить душу человека главными духовными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется.

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение.

Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы.

Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие. Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.

Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность.

Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров.

Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.

Принципы воспитания

Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:

  • Гуманность – воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;
  • Естественнонаучный принцип – учет понимания законов развития личности;
  • Культурологический принцип – воспитание в культуре, с учетом традиций народа;
  • Государственный принцип – воспитание с соблюдением законодательством страны проживания.

Усвоение дошкольником норм, требований морали, образцов действий происходит всегда на основе подражания. А чаще всего дети подражают родителям. Поэтому так важно помочь осознать их важность при воспитании своего ребенка; помочь понять то, что только они ответственны за развитие своего ребенка, как нравственно развитой личности.

Цели, задачи воспитания

цель любого типа воспитания – формирование развитой личности.

Развитие нравственности, духовности в дошкольный период ставит цели:

  • сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций высоконравственной, духовно развитой личности, основы взаимодействия с людьми;
  • воспитывать у дошкольников главные общечеловеческие нравственные качества: сострадание, терпимость, милосердие, гуманность, честность.

Задачи:

  • Содействовать раскрытию нравственной и духовной одаренности каждого ребенка, его способностей, возможностей;
  • Обучать этическим нормам, самодисциплине;
  • Воспитывать дружеские отношения, положительное отношение к совместному труду, игре, формировать умения договариваться, потребности помогать;
  • Формировать потребность радовать старших хорошими и полезными поступками;
  • Формировать самосознание гражданина, доброжелательное отношение к людям, природе;
  • Воспитывать на основе важнейших моральных понятий: добро, зло, любовь, доброта, единение, человечность. Формировать отзывчивость, справедливость.
  • Содействовать защите физического, духовного здоровья;
  • Ориентировать родителей на духовное развитие подрастающего поколения;
  • Стремиться развивать умение ограничивать себя в желаниях, преодолевать сложные препятствия, выполнять требования взрослых, установленные нормы поведения, ориентироваться на положительный пример в поступках;
  • Формировать самооценку;
  • Развивать гендерные качества, свойственные полу.

  Нравственное воспитание личности

Средства воспитания духовности

Духовно-нравственное воспитание проводится при помощи определенных методов, средств. Средства объединяются в несколько групп:

Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации.

Природа. Она дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться от тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.

Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике.

Общение. Этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.

Окружающее пространство, атмосфера и социум. Эти понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток.

Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств.

В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено.

Подбор средств зависит от задачи, возраста, уровня общего, интеллектуального развития.

Методы воспитания

Средства эффективны только при применении адекватных методик, приемов. Методов очень много. Среди них выделяются общие воспитательные и специфические, предназначенные для формирования только нравственных качеств.

Комплекс методов включает:

Могут применяться:

  • наглядные методы (экскурсии, чтение рассказов, показ и постановка эпизодов сказок, проведение игр);
  • словесные методы (рассказ стихотворений, сказок, беседы на темы “Что такое хорошо…”, “Правила поведения”, “Моя семья” и другие, ответы на вопросы, словесные игры, загадки);
  • практические методы (организация деятельности, проведение игр, оформление композиций, приготовление блюд).

Игра в жизни дошкольника

Игра – главный спутник дошкольного возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью воспитания духовности маленького человека.

В дошкольном возрасте игра становится деятельностью, в которой формируется личность, обогащается внутреннее ее содержание. В игровой деятельности радость движения, сочетаясь с нравственным обогащением, учит гармонии. Только в игре дети осваивают роли, развивают навыки межличностного общения, учатся выражать эмоции.

Результатом игр становится первоначальный несложный банк нравственных представлений. Дети начинают учиться соотносить свои нравственные знания со своими поступками. Они учатся соблюдать усвоенные нормы и правила, делать несложный, но уже самостоятельный моральный выбор.

Главное значение игры связано с воображением: у маленького человека появляется потребность преобразования действительности, способность созидания. Игра соединяет реальные и вымышленные явления, появляются новые свойства знакомых предметов.

Взяв роль, ребенок примеряет на себе профессию, особенности личности: он входит в ее образ, вживается, проникает в чувства, настроения, обогащая, углубляя собственную личность.

  Занятия рисованием при помощи смятой бумаги в детском садуИгра решает разные нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции самооценки; может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных нравственных чувств.

Игра, в которую ребенок охотно включается, способствует получению важнейшего опыта – опыта чувств. Она становится личным достоянием, которое может всегда применять в реальной жизни.

Художественное слово при воспитании нравственности

Одним из самых действенных средств является художественное слово. Читая или слушая, ребенок знакомиться с жизнью, трудом, природой.

Через художественную литературу он познает примеры общения между людьми, их радости, неудачи. Художественные произведения воздействуют на сознание, поступки.

У него появляется желание становится лучше, быть похожим на героев произведений, сделать что-то очень хорошее.

Литература позволяет восполнить недостаток общения, расширить кругозор, разнообразить нравственный опыт. Появляется эмоциональное отношение к происходящим событиям, явлениям, людям. Произведения литературы содержат оценку событий или персонажей. Они задевают душу ребенка, рождают сопереживание и сочувствие.

Духовно-нравственное воспитание посредством сказки

Сказка – самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.

Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке.

Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках.

Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.

Самый распространенные методы работы со сказкой – чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций. Для закрепления воспитательного воздействия сказок рекомендуется обыгрывать их при проведении дидактических игр, викторин.

Дошкольный возраст – время формирования души. Духовно-нравственное воспитание в этот период – прежде всего воспитание чувств к близким людям: родителям, воспитателям, ровесниками, Родине. Оно затрагивает полный спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру, определяя главное направление для дальнейшего развития человека.

Духовное воспитание детей в семье: основные правила, нюансы, советы и рекомендации родителям

Воспитание духовности у детей

Главную роль в духовном воспитании граждан Российской империи традиционно играла православная церковь. В 1918 году новая власть издала Декрет об отделении церкви от государства. После распада СССР государство демонстрирует сотрудничество с православной церковью и толерантное отношение к другим конфессиям.

В целом, влияние церкви на жизнь общества в начале третьего тысячелетия существенно снизилось, школы превратились в «образовательные организации». Ответственность за духовное здоровье и духовное воспитание детей все больше ложится на семью.

Что это такое

Разговоры об очередном «кризисе духовности», о бездуховности каждого нового поколения ведутся испокон веков. Поколения сменяют друг друга, объекты критики занимают места критиков.

Общий уровень духовности и нравственности человеческого сообщества по сравнению с веками рабства, мрачным средневековьем, периодом зарождения фашизма в Европе и сталинских репрессий не снижается. Основная заслуга в этом по-прежнему принадлежит семье.

Родители любят своих детей безусловной искренней любовью. Они хотят видеть их хорошими людьми и интуитивно выбирают правильное направление духовного развития.

Все лучшее, чем живет душа отца или матери, они стараются передать детям. В традиционной патриархальной семье отец был примером трудолюбия и верности долгу. Мать находилась рядом с детьми всегда.

Забота о духовном и физическом здоровье наследников была ее главной и единственной миссией.

Особую роль в традиционной семье играли бабушки и дедушки, вступавшие в тот возраст, когда появлялась возможность «подумать о душе», и не только собственной.

Сегодня для решения задач духовного воспитания в семье взрослым людям не хватает желания, умения и времени.

Находить это время, видеть возможности совместного духовного совершенствования в ежедневной жизни, выбирать ту совместную деятельность, которая особенно полезна для духовного здоровья детей, отказываться от ненужной, глупой и суетной деятельности в пользу и нравственной – основной показатель родительской зрелости и родительского мастерства.

Основные правила

Христианство – главное духовное и нравственное сокровище человечества. Ортодоксальных христиан, соблюдающих большую часть православных ритуалов, среди молодых родителей не так уж много. К счастью, семей, отказывающихся от крещения новорожденных, еще меньше.

Крещение – важнейшее таинство, которое помогает младенцу стать частью православной духовной общности еще в бессознательном возрасте, защищает душу от дурных влияний в первый период духовного развития, когда прямое воздействие словом еще невозможно.

Инициативу в этом вопросе чаще всего проявляют старшие члены семьи. Доверять их опыту молодым родителям можно и нужно. Крещение важно не только для младенца.

Оно очищает жизнь и сознание всей семьи, перенастраивает мысли, помогает установить правильные приоритеты в воспитании. В жизни ребенка появляются новые и важные люди – крестные отец и мать.

В течение всей жизни человека они должны помнить о своей функции, участвовать в духовном воспитании, нести в жизнь крестника или крестницы духовное начало.

Важно не только и не столько дарить ребенку подарки, сколько читать ему правильные книги, рассказывать о традициях православия, водить в церковь.

Но в последние десятилетия многие молодые родители увлекаются восточными религиями, считают йогу, медитации, сознание Кришны интересными и комфортными духовными практиками.

Они исповедуют свободу совести и пренебрегают отечественным духовным опытом.

Таким родителям можно посоветовать обратить внимание на традиционные мусульманские семьи, где национальные духовные традиции сохраняются в целости. Женщины занимаются семьей и детьми, младшие уважают старших, большинство детей вырастают здоровыми и разумными.

Особенности духовного воспитания ребенка и подростка:

Крещение и дошкольный период. После совершения церковного таинства на младенца надевают крест.

Колыбельные песни, сказки, стихи для чтения и заучивания можно подбирать так, чтобы там присутствовали образы святых и ангелов-хранителей. В комнате ребенка (в красном углу) могут находиться семейные иконы.

Основные праздники года, связанные с христианскими традициями, можно насыщать духовным содержанием (чтение отрывков из книг, просмотр фильмов, посещение церкви).

При этом важно быть искренними, не давить и ничего не навязывать, с чистым сердцем вспоминать лучшее из того, что было связано с религией и духовностью в вашей собственной жизни.

Начальная школа. Большим потенциалом духовного образования обладает русская и советская классическая литература. Круг чтения первоклассника может включать и Гайдара, и Толстого, и жития святых. Ребенок постепенно научится видеть то общее, что объединяет людей, искренне заботящихся о его душе и нравственности. Это общее и есть подлинная духовность.

Средняя школа и подростковый период. Сложности становления и самоопределения личности помогут преодолеть искренние разговоры с родителями, понимание того, что они не навязывают подростку мертвые догмы, но сами находятся в постоянном духовном поиске, испытывают сомнения, но не перестают верить в добро.

Отдельного разговора заслуживает тот момент, когда подросток пожелает снять крест. В поисках новых авторитетов он может не отвернуться, а вновь обратиться к церкви уже сознательно, может найти духовного отца в лице православного священника, новых друзей в воскресной школе.

Советы и рекомендации родителям

В сознании современного представителя европейской культуры понятие духовности настолько глубоко связано с религией, что, желая оставаться свободным светским человеком с мышлением, независимым от церковных догм, он теряет полноту и радость духовной жизни.

Пустоту и неуверенность очень хорошо видят дети и подростки. Очень важно не оставлять их без духовной поддержки даже в том случае, если вы не чувствуете себя в силах говорить о христианстве и посещать церковь.

В духовном общении с детьми важнее всего честность и искренность. Поговорите с ними открыто и объясните, что в вопросах духовной жизни не являетесь авторитетом.

На подростка такое доверие может произвести настолько серьезное впечатление, что он захочет самостоятельно разобраться в вопросе. А затем помочь родителям.

Помимо чтения классических произведений, написанных людьми не церковными, но по-настоящему духовно зрелыми, посещения концертов классической музыки, в семейном духовном воспитании может помочь и «модернизированное язычество», экология, которую некоторые считают настоящей религией третьего тысячелетия.

Совместные путешествия, походы, участие в экологических акциях, просто прогулки на природе – все, что позволит вашим детям полюбить «матушку-землю», научиться заботиться о ее благополучии и процветании, сделает вашу жизнь богаче, духовнее и нравственнее.

Хорошие условия для духовного развития создает и избавление от дурных привычек, сознательный выбор здорового образа жизни.

Еще несколько интересных мыслей на тему духовного воспитания детей в этом видео:

Если, прочитав эту статью, вы поняли, что не услышали ничего нового, значит, с духовным воспитанием в вашей семье все хорошо.

Если ваши дети охотно проводят с вами время, предпочитают ваше общество обществу чужих людей, они понимают и поддерживают вас, несмотря на разногласия, в их глазах вы видите любовь и радость иметь именно таких родителей, значит, семья успешно движется по пути духовного развития.

Вмешиваться в жизнь вашей души и давать вам советы никто из посторонних не имеет права.

Духовно-нравственное воспитание детей в школе – цели и методы

Воспитание духовности у детей

Основные характеристики личности человека – это нравственность и духовность. Духовностью называют стремление человека к постижению избранных целей. Нравственность человека – это общие принципы поведения людей, находясь в обществе. Оба этих сочетания и составляют основу личности человека, где воспитание духовно нравственное – это самостоятельное обучение, воспитание и развитие личности.

Духовно нравственное воспитание характера у ребёнка направлено на формирование личности молодого человека.

Духовно-нравственное воспитание в школе не менее важно, чем учетная работа

Оно подразумевает процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие учителя из школы на духовный мир ребёнка. Такое воспитание образует формирование системы внутреннего мира детей.

Такое воздействие на формирование характера у молодого члена общества носит комплексный характер, который затрагивает чувства, личное мнение и желание личности.

Система воспитания будущего поколения основана на определённую систему ценностей, которая заложена в образовательной системе, а также в личной позиции учителей в образовательном учреждении.

Национальная доктрина образования и воспитания

Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей).

Задачи духовно-нравственного воспитания

Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?

После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.

Государственная концепция духовно-нравственного воспитания

У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.

Несколько направлений в работе учителя с классом

Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Во время встреч следует воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, а также гражданской ответственности. С этой целью необходимо активно подключать ветеранов. Детям всегда интересно послушать их истории из жизни, они с большим интересом выслушивают их выступления.

Структура патриотического воспитания – направления работы

Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков.

На них дети играют в учебно-развлекательные игры, например, «Что? Где? Когда?».

Кроме того следует проводить дополнительные уроки для получения знаний о культуре своей страны, можно рассказать ученикам о знаменитых людях, которые добились успехов в жизни.

Занятие в школьном музее

Трудовая деятельность учеников заключена в том, чтобы проводить дежурства по школе, организовывать уборки в собственном учебном классе, проведению субботников. Приветствуются походы на культурные выставки, проводимые в городе, а также, при возможности, проводить экскурсионные поездки на близлежащие предприятия для расширения кругозора у детей.

Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности.

Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, сиротам и другим. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.

Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.

Игра “Зарница” – воспитание патриотизма и физическое развитие

Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса.

НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения.

Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.

Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

  1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
  2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
  3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
  4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.

Нравственное воспитание в привлечением церкви

Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

  • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
  • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
  • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
  • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
  • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
  • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
  • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

6 способов воспитать нравственность в детях

Воспитание духовности у детей

«Была на собрании в школе, учителя за голову от моего сына хватаются.

На уроках разговаривает, хамит, на замечания не реагирует, на прошлой неделе обрезал все цветы у “англичанки” в кабинете, говорит, “весенняя обрезка”! Классная говорит, что надо “проводить работу по нравственному воспитанию”, пока не поздно.

А как её проводить? Знаю, что сама сына запустила, но мы с ним вдвоём, приходилось много работать, времени воспитывать нормально не было. Как теперь всё исправить?»

— Ольга, 37 лет

Воспитание нравственности действительно часто является проблемой. Родителям не хватает времени и знаний, а школьным учителям — желания. В итоге дети оказываются предоставленными сами себе.

Но ведь человек становится личностью в процессе воспитания — без обучения мы не умели бы даже говорить. И главную роль в становлении и развитии личности играет семья, и только потом школа.

Давайте разберём, что же такое нравственность, зачем она нужна, и как мы, родители, можем помочь нашим детям вырасти нравственными людьми.

Нравственность — что это?

Понятие «нравственность» часто используют как синоним морали, этики или духовности. Между этими понятиями действительно много общего.

Но тут есть нюанс: понимание того, что такое нравственность и духовность может быть разным даже у жителей соседних домов, например, в зависимости от религиозных предпочтений.

Поэтому мы будем опираться на светское понимание нравственного воспитания детей, принятое в нашем обществе.

Итак, нравственность — это набор внутренних правил и ценностей, которые определяют поведение человека и основаны на идеях справедливости, доброты, сострадания, ответственности и заботы по отношению к людям и природе.

Воспитание нравственных чувств начинается практически с самого рождения. Ребёнок учится у родителей, как надо себя вести. Но почему бы нам не жить только для себя? Зачем нам нужно считаться с другими людьми и окружающим миром? Давайте остановимся на этом чуть подробнее.

Почему важно воспитывать в детях нравственность

Иногда можно услышать мнение, что и без нравственности можно прожить, и вообще, зачем нужно придерживаться каких-то непонятных правил? Ведь свобода превыше всего. Но концепция нравственного воспитания играет огромную роль в нормальном функционировании общества, где человек человеку друг, а не волк.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет нравственное поведение:

  • Регуляция общественного поведения. Воспитание духовности и нравственности помогает людям взаимодействовать, учитывая интересы других. При этом не только нам нужно учитывать интересы других, но и другие должны учитывать наши интересы. Это делает жизнь комфортной для всех членов общества, обеспечивает защиту и гуманное отношение к более слабым и менее защищенным людям.

  • Оценка и регуляция своего поведения.

    Человек, который обладает внутренним пониманием того, что такое добро и зло, критично оценивает свои поступки и руководствуется принципом «личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

    Например, прежде чем обрезать растения в кабинете, нужно подумать, не задевает ли моё поведение других людей? Эти растения выращивал не я, учитель расстроится, а растения погибнут — получается, я причиню вред другому человеку и уничтожу чужое.

  • Оценка чужого поведения. Нравственное воспитание личности также помогает увидеть, когда другие нарушают общественные нормы, мешают другим людям и причиняют кому-то вред. Соседский хулиган мучает котёнка, правильно ли это? Не требуется ли моя помощь слабому и беззащитному существу?

  • Комфортное существование в обществе. Человеку очень важно формировать крепкую и здоровую привязанность с другими людьми — это существенно улучшает качество и продолжительность жизни

Нужно ли уступить место пожилому человеку? Можно ли брать чужое? А портить школьное имущество? Донести мусор до урны или бросить в кусты? Включать ли громко музыку ночью? Во всех этих ситуациях человек делает выбор, опираясь на свои внутренние, нравственные нормы.

6 способов нравственного воспитания

Так как же организовать нравственное воспитание в семье? Есть несколько способов, которые помогут вам в этом.

Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение. Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей.

2. Положительное подкрепление

Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него.

[1] Если ваш сын первый раз сам помог младшему брату, не стоит раздражённо бросать что-то типа: «Ну наконец-то, давно пора».

Выделите положительные стороны: «Я заметил, что ты помог брату переодеться после прогулки, я очень рад, что ты сам вспомнил об этом, взрослеешь».  Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.

Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить).

Лучше концентрируйтесь на эмоциях: «Мне кажется, Лена расстроилась, что ты толкнул её. Никому не нравится, когда его толкают, и мне не нравится, думаю, что тебе тоже было бы неприятно». И не ждите мгновенных извинений и раскаяния.

Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.

3. Взаимодействие с эмоциями

В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал». Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.

4. Книги и фильмы

То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Хорошие мультфильмы могут уменьшать асоциальное поведение и улучшать результаты обучения

5. Примеры других людей

Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует эксперимент с куклой Бобо

6. Программа нравственного воспитания детей 

Конечно, чем раньше вы начнёте закладывать основы нравственности, тем проще будет даваться процесс нравственного воспитания детей в дальнейшем. Но при этом никогда не поздно помочь ребёнку изменить своё поведение на более конструктивное.

Курс модификации поведения 7Sps – это программа нравственного воспитания подростков. Занятия проходят дистанционно, дети занимаются самостоятельно, а психологи оказывают поддержку и отвечают на вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чате — способ общения школьник сможет выбрать сам.

Также программа модификации поведения станет отличным подспорьем, если у вас есть возможность уделить время развитию нравственности у своих детей, но вы не знаете, с чего начать и как научить главному. Через 2-6 недель вы заметите, как меняются убеждения вашего школьника, и, как следствие, его поступки.

Занятия полностью анонимны, поэтому ни у вас, ни у вашего ребёнка не будет необходимости объяснять учителям и одноклассникам, почему вы решили обратиться за помощью.

И помните, хотя духовно-нравственное воспитание личности возможно в любом возрасте, не стоит пускать этот процесс на самотёк и ждать, когда подросший ребёнок разберётся сам. Помогите ребенку сформировать нравственные ценности уже сейчас.

Источники:

  1. Л. Обухова, «Возрастная психология».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.