Сатира некрасова

Сатира некрасова

Сатира некрасова

В 40-е годы XIX века в творчестве поэта преобладала гражданская лирика. В его произведениях отражаются темы, которые подсказывает сама жизнь. Таковы стихотворения «В дороге», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Огородник», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Пьяница», «Извозчик» и другие.

Беспощадная сатира Некрасова была направлена против бюрократов, царских чиновников, несправедливой жизни в целом. Многие стихи автобиографичны, написаны от первого лица и отражают личные впечатления поэта.

Некрасов вводит в свои стихотворения образ гражданина, который активно и смело защищает права молчащего народа.

В создании этого образа поэт ориентировался на Белинского, Добролюбова и Чернышевского, в которых видел идеал гражданственности. Белинскому он посвятил стихотворения «Рыцарь на час» и «Памяти Белинского», Чернышевскому – «Пророк», Добролюбову – «Памяти Добролюбова».

Все они были борцами-одиночками, поэтому в стихах наряду с осуждением несправедливости развивается тема одиночества борцов за свободу. Образу гражданина Некрасов придавал черты мученика, использовал христианские символы. В стихотворении «Пророк» он пишет:
Его еще покамест не распяли, Но час придет – он будет на кресте.

Его послал Бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе.

Сочинения » Сочинение » Гражданский пафос поэзии некрасова


Гражданский пафос поэзии некрасоваВ 40-е годы XIX века в творчестве поэта преобладала гражданская лирика. В его произведениях отражаются темы, которые подсказывает сама жизнь. Таковы стихотворения «В дороге», «Тройка», «Еду ли ночью

http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/grazhdanskij-pafos-poezii-nekrasova/

Образы помещиков в поэме Некрасова — Кому на Руси жить хорошо? и в сказках Салтыкова-Щедрина

Образы помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” и в сказках Салтыкова-Щедрина

Н. А.Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин занимают почетные места среди страстных борцов за обновление общественного строя.

Оба писателя создавали свои произведения в такой период исторического развития России, когда в русском обществе произошли значительные перемены, стали отчетливо видны последствия крестьянской реформы 1861 года. Их политическая сатира была мощным оружием в борьбе за счастье русского народа.

Н. А. Некрасов взял в аренду журнал “Отечественные записки” и в качестве соредактора пригласил М. Е.Салтыкова-Щедрина. “Отечественные записки” под руководством Некрасова стали таким же боевым журналом, как и “Современник”, они следовали заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический талант Щедрина.

В произведениях Некрасова и Салтыкова-Щедрина противопоставлены две социальные группы: трудовой народ и эксплуататоры; оба писателя мастерски используют народную речь. Однако если говорить о творчестве писателей в целом, то Салтыков-Щедрин тяготеет к сатире, тогда как творчество Некрасова более трагично.

В поэме Н. А. Некрасова перед читателем проходит целый ряд помещиков. Впервые образ помещика появляется в пятой главе, которая так и называется – “Помещик”. Он предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: “Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький,

с сигаркою во рту”. С помощью уменьшительных форм Некрасов передает презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. Оболт-Оболдуев рассказывает о своей жизни при крепостном праве и неосознанно разоблачает свое ничтожество, ненужность существования. Он вспоминает старые времена, когда крестьяне покорствовали ему. Особенно тоскует по неограниченной власти:

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню!

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Помещик не собирается учиться чему-то и надеется так же, как и раньше, жить за счет труда крестьянина. Особенно выразителен образ князя Утятина в поэме. Это барин, который “весь век чудил, дурил”.

Жестоким крепостником он остается и после 1861 года. “Последыш”, не зная своих крестьян, отдает нелепые приказания.

Нелепы не только его приказы, но и он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.

В сказочных образах Салтыкова-Щедрина предстают перед нами государственные деятели и, конечно же, простой русский народ. Писатель использует прием гиперболы, чтобы показать глупость и невежество представителей правящего сословия, которые всю жизнь были уверенны в том, что “булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают”.

Этот же прием используется автором, чтобы показать, что представитель класса угнетенных необходим помещикам, без него они совсем бы пропали.

В сказке “Дикий помещик” автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без слуг. Жизнь этого помещика за счет народного труда превратила его в паразита.

Он ненавидит, презирает крестьян, не может выносить”холопьего духу”. Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. И тут помещик превращается в дикое животное, питающееся мухоморами.

Здесь мы видим, как беспомощен он без простого мужика.

Сатирически гневно рассказывают о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда они делали, что хотели. На совести помещиков много искалеченных судеб, но это не мешает им жить спокойно.

Они остаются самодовольными, презирающими труд и не признающими в крестьянине человека. Писатели смотрят на помещиков глазами крестьянина, без всякого сочувствия и идеализации рисуя их образы.

Помещики настолько обленились, что не хотят ничему учиться и трудиться, так как привыкли получать все готовое.

Оболт-Оболдуев – помещик, о котором говорится в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, – считает труд унижением и оскорблением своей личности:

Россия не неметчица!

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

У нас труду не учатся.

Помещики очень высокомерны и даже после “крестьянской реформы” не желают признавать прав крестьян и видеть в них таких же людей, как и сами. Их типичные черты – это низость чувств, жестокость, презрение к труду и трудящимся, пустота помыслов.

Некрасов и Салтыков-Щедрин отчетливо показывают, что реформы не доведены до конца, положение угнетенных крестьян не претерпело существенных изменений. Они приводят нас к убеждению, что освобождение крестьян не принесло им счастья, и реальная власть по-прежнему остается в руках помещиков.

Салтыков-Щедрин и Некрасов стремились как можно полнее показать основные черты российской действительности и раскрыть противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным главенствует в их творчестве.


Образы помещиков в поэме Некрасова — Кому на Руси жить хорошо? и в сказках Салтыкова-ЩедринаН. А.Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин занимают почетные места среди страстных борцов за

http://home-task.com/obrazy-pomeshhikov-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho-i-v-skazkax-saltykova-shhedrina/

Сатира Некрасова

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.

Великий классик, поэт и публицист, писатель, Некрасов Николай Алексеевич родился 28 декабря 1821 года в тихом городке Подольской губернии Немирово, где в тот год временно располагался полк, в котором проходил службу его отец, Некрасов Алексей Сергеевич.

Алексей Сергеевич, происходивший из рода мелкопоместных дворян, был достаточно деспотичным человеком. Некрасов-младший часто видел сцены жестокого обращения отца с крепостными, а порой Алексей Сергеевич позволял себе грубые выходки и по отношении к членам семьи.

Возможно, поэтому в произведениях Некрасова можно разглядеть нотки жалости к собственной матери («Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни»).

В 1832 году Некрасов поступает в гимназию, где начинает писать свои первые стихи. Закончив обучение в 1837 году, молодой талант, несмотря на протесты отца, уезжает в Петербург, где пытается поступить в университет.

Сатира Некрасова Но вступительные экзамены Николай Алексеевич проваливает, что во многом определяет его жизнь на ближайшие несколько лет. Некрасов договаривается о свободном посещении лекций, которые случает в течение двух лет на филологическом факультете.

Отец писателя, узнав, что сын не поступил в университет, лишает его всех средств существования. С этих пор молодой человек был вынужден жить в трущобах, посвящая большую часть своего времени поиску ночлега и мизерного заработка.

Три года скитаний не прошли бесследно: здоровье было подорвано, а характер огрубел, превратив Некрасова в закоренелого «практика».

Вскоре дела Некрасова «пошли в гору», он дает уроки, пишет небольшие статьи для местных газет, что позволяет ему даже откладывать сбережения, на которые через некоторое время он публикует свой первый сборник стихотворений (1840г).

В следующие годы поочередно были опубликованы и другие сборники («Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский сборник»). Дела Николая Алексеевича пошли настолько успешно, что в 1846 году он стал совладельцем журнала «Современник».

Но эйфория от хорошей жизни продлилась недолго, ибо уже в 1850 году писатель сильно заболел (медики даже предрекали ему скорую смерть), но поездка в Италию значительно улучшила здоровье Некрасова.

В период с 1850 по 1860 года из-под пера мастера вышло несколько интересных произведений («Поэт и гражданин», «Коробейники», «Песня Еремушке» и др.).

Сатира Некрасова В 1875 году у Некрасова нашли рак кишечника, после чего жизнь писателя превратилась в медленный уход в иной мир. Именно в период перед смертью Некрасов, получив поддержку от близких людей, занялся творчеством с новой силой.

Умер Николай Алексеевич в декабре 1877 года. Похороны этой неординарной, но, несомненно, великой личности в русской литературе, были организованны многочисленными поклонниками и состоялись на Новодевичьем кладбище. Сатира Некрасова

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.


Сатира НекрасоваСатира Некрасова . Писатели, их роль в истории

http://drevnijmir.ru/fo/pisateli/8/index.php?id=634

Сатирический характер поэзии Некрасова

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий.

Так, «Псовая охота» (1846) построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста крепостных. И пейзаж, которым открывается стихотворение, выдержан в унылых, печальных тонах.

Правда, далее поэт упоминает о пробуждении природы, но это необходимо для контраста, чтобы показать полное равнодушие нищих и утомленных псарей ко всем красотам природы.

В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой и составившие впоследствии так называемый «панаевский цикл», который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым «денисьевским циклом» Ф. Тютчева.

Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства.

В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини («Если мучимый страстью мятежной…», 1847; «Ты всегда хороша несравненно…», 1847; «Поражена потерей невозвратной…», 1848; «Да, наша жизнь текла мятежно…», 1850, и другие, вплоть до «Трех элегий», написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл).

В стихах Некрасова второй половины 40-х годов намечены уже многие черты, которые станут характерными для его последующего творчества: сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к

миру повседневности, к изображению простых людей из деревни и города. Социальность становится основой поэзии Некрасова. Годы «мрачного семилетия» были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора «Современника». Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их.

Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: «Три страны света» (1848—1849) и «Мертвое озеро» (1885). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт.

Среди сравнительно немногих стихотворений, написанных и опубликованных Некрасовым в начале 50-х годов, особое значение имеет отклик на смерть Гоголя: «Блажен незлобивый поэт» (1852). Это один из первых манифестов «гоголевского» направления в литературе, вокруг которого вскоре возникает оживленная полемика. Не случайно основная мысль стихотворения

  • «Он проповедует любовь
  • Враждебным словом отрицанья…»

вызвала резкие критические замечания Дружинина, но зато восторженно была подхвачена Чернышевским. Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов,— «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» (1853) —смогло быть опубликовано только в 1856 г., когда уже закончилось «мрачное семилетие» и цензурный гнет был несколько ослаблен.

Понравилось сочинение » Сатирический характер поэзии Некрасова, тогда жми кнопку


Сатирический характер поэзии НекрасоваВ стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и

Сатирический характер поэзии Некрасова (Некрасов Н. А.)

Сатира некрасова

С Авдотьей Панаевой, «одной из самых красивых женщин Петербурга», Некрасов прожил почти 16 лет. Вместе они издавали «Современник», написали в соавторстве очень успешный длинный роман. Вместе пережили трагедию: смерь полуторамесячного сына. Муж Авдотьи, Иван Иванович Панаев не придавал никакого значения этой связи. Он не любил жену и сам, не скрываясь, ей изменял.

Этот «тройственный союз» долго был объектом сплетен и карикатур, а друзья открыто осуждали Некрасова: «живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу».

Живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу.

Панаева несколько раз пыталась разорвать этот «свободный по сердцу союз», и когда она уезжала, Некрасов начинал отчаянно играл в карты и устраивал барские охоты с борзыми, псарями, стремянными, брал с собой повара, закуски и вина. «О, слезы женские, с придачей/нервических тяжелых драм», — писал он по мотивам их ссор.

Некрасов и Панаев. Карикатура Н. А. Степанова. «Иллюстрированный альманах», запрещённый цензурой. 1848 г.

После смерти Панаева Авдотья ушла от Некрасова и вышла замуж за молодого секретаря «Современника», родила дочь и зажила своей жизнью, в которой Некрасову места не было. Незадолго до этого поэт начал изменять Авдотье Яковлевне, и, как казалось окружающим, делал это ей назло.

Прилично ли человеку в его лета возбуждать в женщине, которая была ему некогда дорога, чувство ревности шалостями и связишками, приличными какому-нибудь конногвардейцу?

«Прилично ли человеку в его лета возбуждать в женщине, которая была ему некогда дорога, чувство ревности шалостями и связишками, приличными какому-нибудь конногвардейцу?» — негодовал моралист Чернышевский.

«Сатирический характер поэзии Некрасова»

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий.

Так, «Псовая охота» (1846) построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста крепостных. И пейзаж, которым открывается стихотворение, выдержан в унылых, печальных тонах.

Правда, далее поэт упоминает о пробуждении природы, но это необходимо для контраста, чтобы показать полное равнодушие нищих и утомленных псарей ко всем красотам природы.

Ирония, мастерски использованная в «Псовой охоте», характерна и для других сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов («Современная ода», «Колыбельная песня», 1845; «Нравственный человек»,1847). Новые сатирические стихи Некрасова — важный этап в его творческом развитии.

Продолжая до некоторой степени традиции начальных опытов, поэт вместе с тем отказывается от легкого тона водевильной болтовни. Его сатира становится более резкой, гневной, непримиримой. Новаторство Некрасова проявлялось также в области интимной лирики.

Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии. Это — типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини.

Мысли и поступки лирических персонажей у поэта-демократа социально обусловлены. Они изображены в условиях совершенно конкретного времени и пространства. Таково, например, стихотворение «Еду ли ночью…» (847), о котором Чернышевский много лет спустя, уже из Сибири, писал: «Оно первое показало: Россия приобретает великого поэта». История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле.

В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой и составившие впоследствии так называемый «панаевский цикл», который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым «денисьевским циклом» Ф. Тютчева. Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства.

В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини («Если мучимый страстью мятежной…», 1847; «Ты всегда хороша несравненно…», 1847; «Поражена потерей невозвратной…», 1848; «Да, наша жизнь текла мятежно…», 1850, и другие, вплоть до «Трех элегий», написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл).

В стихах Некрасова второй половины 40-х годов намечены уже многие черты, которые станут характерными для его последующего творчества: сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к

миру повседневности, к изображению простых людей из деревни и города. Социальность становится основой поэзии Некрасова. Годы «мрачного семилетия» были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора «Современника». Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их.

Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: «Три страны света» (1848—1849) и «Мертвое озеро» (1885). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт.

Среди сравнительно немногих стихотворений, написанных и опубликованных Некрасовым в начале 50-х годов, особое значение имеет отклик на смерть Гоголя: «Блажен незлобивый поэт» (1852). Это один из первых манифестов «гоголевского» направления в литературе, вокруг которого вскоре возникает оживленная полемика. Не случайно основная мысль стихотворения

* «Он проповедует любовь * Враждебным словом отрицанья…» вызвала резкие критические замечания Дружинина, но зато восторженно была подхвачена Чернышевским.

Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов,— «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» (1853) —смогло быть опубликовано только в 1856 г.

, когда уже закончилось «мрачное семилетие» и цензурный гнет был несколько ослаблен.

Селина

Новой музой поэта стала Селина: красивая, высокая, всегда невозмутимая и равнодушная. Француженке было наплевать на роль Николая Алексеевича в русской литературе, для нее он был просто богатый барин. Некрасов не посвятил ей не строчки, зато за три года она набила за его счет сундуки мехами и драгоценностями и, вполне счастливая, уехала на родину.

Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.

Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав.

Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга. Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят.

Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь.

Лживое, пустое высшее общество для них — лишь “маскарад”, “нахальной дряни торжество”, где царят “подленькая месть” и ханжество, мужчины там — “сборище Иуд, а женщины — рабы”.

Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах”, а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили.

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет.

В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу”, заигрывая с “проезжим корнетом”.

Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной”. Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —”• нелюбимый муж.

Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые “именем страшным” ее назовут.

Именно по вине таких “пустых и лживых” людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении “Когда из мрака заблужденья. ”.

Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть “ее опутавший порок” и “смело и свободно” вступить на честный путь. Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:

Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына-раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности.

Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость. “Кто ж защитит тебя?” — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

71796

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»

:

Поиск «нового человека»

Третий раздел сборника, поэма «Саша»,- это один из первых опытов поэтического эпоса Некрасова, органически вытекающего из стремления его к широкому охвату жизни. Поэма создавалась в счастливое время подъема общественного движения.

В стране назревали крутые перемены, ожидалось появление «новых людей» с сильными характерами. Всем было ясно: эти люди должны появиться из общественных слоев, близко стоящих к народу.

В поэме «Саша» Некрасов, предвосхищая Тургенева и Чернышевского, хотел показать, как рождаются «новые люди» и чем они отличаются от прежних героев — дворян, «лишних людей».

Духовная сила человека, по Некрасову, питается мерою связей его с народом. Чем глубже эта связь, тем устойчивее и значительнее оказывается человек, и наоборот. Лишен-ный корней в родной земле, человек уподобляется степной траве перекати-поле. Таков культурный дворянин Агарин. Это умный, одаренный и образованный человек, но в характере «вечного странника» нет твердости и веры:

Что ему книга последняя скажет,

То на душе его сверху и ляжет:

Верить, не верить — ему все равно,

Лишь бы доказано было умно!

Агарину противопоставлена дочь мелкопоместных дворян, юная Саша. Ей доступны радости и печали простого деревенского детства: по-народному воспринимает она природу, любуется праздничными сторонами крестьянского труда на кормилице-ниве. В повествование о Саше и Агарине Некрасов вплетает любимую крестьянством евангельскую притчу о сеятеле и почве.

Крестьянин-хлебороб уподоблял просвещение посеву, а его результаты — земным плодам, вырастающим из семян на трудовой ниве. В роли «сеятеля знаний на ниву народную» выступает в поэме Агарин, а благодатной почвой оказывается душа юной героини. Социалистические идей, с которыми знакомит Агарин Сашу, падают в плодородную почву и обещают в будущем «пышный плод».

Героев «слова» скоро сменят герои «дела».

Поэма «Саша» была принята современниками с особым воодушевлением: в общественной жизни тех лет уже начиналось вытеснение культурных дворян разночинцами.

«Любовь на троих», выигранная в карты жена, страсть к псовой охоте и другие странности в жизни поэта Некрасова…

Сатира некрасова

Личность русского поэта классика 

Николая Алексеевича Некрасова

 противоречива, как и все его творчество. А что уж говорить о личной его жизни, вызывавшей постоянный недоумение и негодование не только общества, а и самых близких друзей и родных. Незаурядная натура поэта, способная на непредсказуемые поступки, на которые мало кто бы решился, и по сей день вызывает интерес не только критиков и ценителей творчества писателя, но и непосвященных читателей.

Ярче всего эта противоречивость выражалась в неоднозначных суждениях о нем и оценках его поступков другими писателями и выдающимися деятелями, современниками поэта.

Чернышевский охарактеризовал его «великодушным человеком сильного характера», а Ленин называл «слабым и колеблющимся».

Достоевский говорил о нем как об исконно русском типаже, а Блок принимал за «барина» и страстную увлекающуюся натуру.

Помимо того критики от литературы в один голос утверждали, что никто из известных русских поэтов не написал так много плохих стихов на ряду с непревзойденными гениальными творениями, как Некрасов. Да и странности в личной жизни, как говорилось выше, хорошенько подпортили репутацию поэту.

Некрасов.

Детство, отрочество, юность

Отец Некрасова – поручик Алексей Сергеевич, служил в украинском городишке Немирове, Винницкого уезда, когда родился Николай. Мальчик был одним из тринадцати детей большого семейства Некрасовых.

В свое время поручик взял в жены совсем молоденькую барышню Елену Закревскую из благородной семьи, с достойным приданым и хорошими манерами.

История их любви, начавшаяся со страстной влюбленности и тайного венчания, совсем скоро превратилась в ад для новобрачной.

Николай Алексеевич Некрасов в молодые годы.

«Любовь зла» – воистину эта фраза целиком и полностью относится к повествованию о семье будущего поэта.

После венчания романтика чувств между супругами очень скоро остыла и уже жестокий и грубый, склонный к пьянству и разврату муж предстал перед юной супругой во всей красе.

С детства Николаю, видевшему беспредел и зверские расправы, учиняемые отцом и над крестьянами, и над женой с детьми, глубоко запали в душу и наложили свой отпечаток на его жизнь и творчество.

Н.А. Некрасов.

Мать-затворница терпела все издевательства мужа и, как могла, пыталась защитить тринадцать своих детей, рожденных в этом ненавистном браке. Именно этой несчастной женщине будущий поэт обязан любовью и пристрастием к литературе. И всю трогательную нежность и любовь к матери и сестрам пронесет через весь жизненный путь.

Вскоре отставной поручик увез свое семейство в имение в Ярославскую губернию, где и прошло детство и школьные годы Николая Некрасова. Нужно отметить, что мальчишка-озорник, учась в гимназии, не отличался особой прилежностью и усердием. Зато своими задиристыми сатирическими стишками постоянно досаждал учителям.

Николай Алексеевич Некрасов.

Отец, сам будучи военным, мечтал о карьере своего сына в армии. С такими мыслями он и отправлял Николая в Санкт-Петербург на учебу в дворянский полк.

Но оказавшись в столице, тот выбрал для себя другую стезю – поступил в качестве вольнослушателя в университет на факультет филологии, правда, перед этим с треском завалив вступительные экзамены.

Ярости отца не было предела, и отрекшись от сына, он лишил его какой-либо материальной поддержки. И это был крутой поворот в жизни юноши, ослушавшегося своего изверга-отца.

Начались бесконечные скитания и жизнь впроголодь. О чем позже поэт писал в своих воспоминаниях так: заходя в трактир и прикрываясь газетой, украдкой собирал недоеденный хлеб с тарелок и с жаждой съедал его.

А однажды, оказавшись без жилья, некоторое время жил в трущобах среди нищих.

Стоя на грани жизни и смерти, 16-летний Некрасов дал себе слово, что будет бороться за жизнь всеми средствами и не умрет в нищете где-то под забором или на чердаке.

Жажда жизни

Николай начал практиковать частные уроки, писать различные статейки и незатейливые стихи в прессу и мало-помалу начал зарабатывaть на хлеб насущный.

И уже через три года выпустил свой первый сборник стихотворений «Мечты и звуки», который издал за собственные деньги. Однако нелестные отзывы В.А. Жуковского и В.Г.

Белинского о сборнике, который и без того продавался очень плохо, заставили поэта проявить характер: он изъял все экземпляры сборника из магазинов и сжег их.

Карикатура на авторов журнала «Современник».

Однако молодой и настойчивый поэт никак не хотел сдавать свои позиции перед жизнью, и новой вехой в его творческой жизни станет сотрудничество в литературном журнале «Отечественные записки», где сблизится с Белинским, Достоевским и Григоровичем, подружится с ними.

«Любовь на троих»

Авдотья Панаева.

В личной жизни Николая Алексеевича также произошли перемены. Однажды в 1842 году, на одном из поэтических вечеров, он встретил Авдотью Панаеву — супругу писателя Ивана Панаева и страстно влюбился. Обворожительная брюнетка, слыла одной из самых прелестных дам Санкт-Петербурга.

Помимо всех достоинств она была достаточно умна и талантлива, вместе с мужем Иваном Панаевым держали литературный салон, где собиралась творческая интеллигенция столицы. Нужно отметить, что Панаев был беспробудным повесой и гулякой, откровенно изменявшим своей красавице жене налево и направо.

И это он впервые привел в свой дом Николая Алексеевича.

Поэты и писатели.

Постоянными посетителями салона Панаевых были тогда еще молодые, но подающие надежды Чернышевский, Добролюбов, Тургенев, Белинский. Да и Некрасов частенько стал захаживать в гостеприимный дом.

И невзирая на то, что Авдотья Панаева отличалась порядочностью и верностью своему распутному мужу, 26-летний поэт, приложил немало сил, чтобы привлечь внимание этой удивительной женщины. Хотя поначалу был отвержен ею и даже пытался наложить на себя руки.

Но скорее всего благодаря качествам своего упорного характера Николаю все же удалось добиться взаимности. К слову, в хозяйку салона в свое время был влюблен и Достоевский, но благосклонности он так от Авдотьи и не дождался.

«Любовь на троих».

Что было дальше – мало вкладывается в голове, но тем не менее: Авдотья и Николай Алексеевич, больше не скрывая своих чувств и любовных отношений, стали жить гражданским браком в доме Панаевых, притом вместе под одной крышей с законным мужем Авдотьи.

Уставший от супруги Иван Иванович Панаев уже не питал к ней былых чувств и совершенно равнодушно смотрел на связь Авдотьи с Николаем, который в свою очередь закатывал законному мужу сцены ревности и постоянные ссоры, сменяющиеся бурным перемирием.

Панаев и Некрасов. Карикатура.

Что и вовсе было удивительным их «любовь на троих» была достаточно длительной – почти 16 лет, до самой кончины Панаева. Вся эта история вызывала всеобщее негодование и людские кривотолки.

О Некрасове говорили, что «он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу».

 А острые на сатиру карикатуристы частенько зло шутили над этой троицей в своих карикатурах.

Авдотья Панаева.

В это время от поэта отвернулись даже близкие друзья, но как бы там ни было, в 1846 году Некрасов с Панаевым сообща приобрели журнал «Современник», который стал целой эпохой в издательстве прогрессивной русской литературы. А ходящие по городу слухи, сплетни и кривотолки никак не мешали любовникам жить счастливо.

Николай и Авдотья длительное время работали в соавторстве «Некрасов и Станицкий» (псевдоним Авдотьи). Этому сотрудничеству двух любящих людей принадлежит несколько романов, которые в свое время имели немалый успех. К тому же после нескольких лет совместной жизни, в 1849 году, Авдотья забеременела и родила Николаю сына.

Но к огромному сожалению родителей, малыш оказался слабеньким и вскоре умер.

Николай Некрасов и Авдотья Панаева.

В 1862 году умер и супруг Панаевой, и почти сразу же от Некрасова ушла и сама Авдотья. Она незамедлительно вышла замуж за молоденького секретаря «Современника».

Острые языки шутили, что Авдотье удалось женить на себе весь журнал. А Некрасов сильно страдал после ее ухода.

Хотя последние годы их отношения уже претерпевали крушение, так как он страстно ревнуя Авдотью, сам мало-помалу начал ей изменять.

Французская муза поэта

Селина Лефрен.

Через пару лет поэт с родной сестрой и француженкой Селин Лефрен, с которой был уже знаком около года и имел более чем дружеские отношения, отправился за границу.

Некоторое время они прожили в Париже, после чего Некрасов вернулся в Россию, а Селин осталась во Франции. И еще целых пять лет длился этот роман на расстоянии. И не смотря на то, что Селин весьма сухо относилась к поэту, он постоянно помогал ей материально.

И как-то получив от него немалую сумму, корыстная француженка навсегда оставит своего благодетеля.

Последняя муза поэта, выигранная в карты

Жена поэта – Зинаида Николаевна.

А Николай Алексеевич страдал не долго, он еще несколько раз влюблялся и наконец даже женился, найдя себе юную спутницу жизни, а если быть точнее, то выиграл ее в карты.

Девушка, которую звали Фёклой Анисимовной была на содержании у одного купца, он то и проиграл ее в карточной игре Некрасову.

После этого ее именем Феклу уже никто не звал, так как Некрасов решил дать своему «выигрышу» не только новую жизнь, но и новое имя – Зинаида Николаевна.

Престарелый поэт Зинаиду «держал как куклу» – дарил дорогие подарки, баловал, но вместе с тем учил грамоте, водил в театры, одним словом пытался из нее сделать великосветскую даму.

Единственное никогда не посвящал ей любовных стихов как своей первой избраннице.

А молодая супруга отвечала ему взаимностью, была преданной и нежной, она наизусть учила его стихотворения и искренне восторгалась своим талантливым мужем.

Карты – наследственная страсть Некрасовых

Портрет Николая Алексеевича Некрасова.

В роду по отцовой линии Николая Алексеевича все мужчины были заядлыми игроками. Так, прадед «несметно богатый» рязанский помещик, лишился всего своего богатства за карточным столом. Азартными игроками были и дед, и отец, и братья поэта.

В семье Некрасовых были популярны рассказы о славной родословной рода Некрасовых, которые так любил рассказывать отец: «Предки наши были богаты.

Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед — две, дед (мой отец) — одну, я — ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю». 

И только Николаю, с его незаурядным везением, первым из всех Некрасовых удалось надолго поймать «удачу за хвост». Он был также заядлым игроком в карты, но в отличие от своих предков, практически никогда не проигрывал. Лишь выигрывал… и иногда очень много.

Псовая охота

Николай Некрасов с охотничьей собакой.

На протяжении всей жизни Некрасов страстно увлекался и псовой охотой, в зрелом возрасте даже на медведя ходил. Эта страсть ему также досталась от отца. Он мог целый день ходить с ружьем по болотам, охотясь за добычей, и получать от этого колоссальное удовольствие. К этому занятию пристрастилась и Зинаида Николаевна.

Николай Алексеевич Некрасов.

Николай Алексеевич с восторгом наблюдал как жена самостоятельно седлала лошадь и ехала в полном охотничьем обмундировании рядом с ним на охоту. Зинаида воистину была предметом его гордости, за это он ее и любил…и скорее всего по отечески.

Николай Некрасов с любимым псом.

Но однажды на охоте случилось то, что навсегда убило в Некрасове охотника с 43-летним стажем. Зинаида Николаевна совершенно случайно подстрелила любимого пса мужа — чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого случая Николай Алексеевич навсегда отказался брать в руки ружье.

Последние годы жизни поэта

Некрасов во время болезни.

К началу 1875 года Некрасов тяжко заболел, диагноз был равнозначен приговору – рак кишечника, по тем временам неизлечимая болезнь.

Около двух лет поэт был прикован к постели и медленно угасал, не помогла даже операция, проведенная специально прибывшим из Вены хирургом. Вскоре поэта не стало.

На его похороны собралась пятитысячная толпа и практически устроила митинг в защиту чести народного поэта.

В своем завещании Некрасов упомянул всех своих женщин, которых любил, и которые любили его. А Зинаида Николаевна пережила его на тридцать восемь лет, на протяжении которых не снимала траур по мужу. Отдав при этом свою часть наследства родным Николая Алексеевича, ничего себе не оставила… лишь светлую память.

Авдотья Панаева так же пережила Некрасова на целых шестнадцать лет. От молодого супруга она родила дочь. А в год смерти Некрасова она похоронила своего мужа и остаток жизни доживала вместе с дочерью терпя нужду. А свои мемуары целиком посвятила Николаю Алексеевичу.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.