Ролевое общение
Содержание
Общение: стратегии, виды и позиции. Рассмотрение трансактного анализа общения
Психология рассматривает следующие стратегии общения:
- открытое — закрытое;
- монологическое — диалогическое;
- ролевое (в соответствии с социальной ролью) — личностное (можно понимать, как общение «по душам»).
Определение 1
Открытое общение — желание и умение в полной мере выражать собственную позицию и готовность учесть точку зрения окружающих. Открытые коммуникации эффективны, когда присутствует сопоставимость, но нет тождественности предметных позиций (в процессе обмена мнениями, замыслами).
Закрытое общение представляет собой нежелание (неумение) понятно выражать собственную позицию, отношение, имеющиеся сведения. Цель такого типа коммуникаций является оправданной в нескольких случаях:
- существенная разница в степени предметной компетентности (нет смысла затрачивать силы и время на поднятие компетентности «низкой стороны»);
- наличие конфликтной ситуации (нецелесообразность открытия своих чувств, планов противнику).
«Одностороннее выспрашивание» представляет собой полузакрытую коммуникацию, в которой человек проявляет попытку выяснить точку зрения другого без раскрытия собственной позиции.
«Истерическое предъявление проблемы» используется, когда индивид открыто выражает собственные чувства, проблемы, обстоятельства.
При этом он не интересуется тем, хотят ли окружающие «войти в чужие обстоятельства», выслушивая «излияния».
Характеристика видов общения
Можно выделить следующие виды общения:
- Контакт масок представлен формальным общением с отсутствием стремления понять и учесть личностные особенности собеседника. Использование здесь находят привычные маски, включая вежливость, строгость, безразличие, скромность, заботливость и др. Маска является набором выражений лиц, жестов, стандартных фраз, с помощью которых происходит сокрытие настоящих эмоций, отношения к собеседнику. В городах эта стратегия иногда даже необходима для того, чтобы люди не задевали без надобности друг друга.
- Примитивное общение, при оценке другого человека в качестве нужного или мешающего объектаа (когда нужен, то происходит активное вступление в контакт, если мешает происходит отталкивание или агрессивность). При получении от собеседника желаемого, происходит потеря интереса к нему, что даже не скрывается.
- Формально-ролевое общение характеризуется регламентированием и содержанием, при этом средства общения и знания личности собеседника заменяются знанием его социальной роли.
- Деловое общение, в процессе которого происходит учет личностных особенностей, характера, возраста, настроения собеседника. В этом случае более значимыми являются интересы дела, чем возможные личностные расхождения.
- Духовное (межличностное), дружеское общение. В таком типе общения затрагиваются любые темы, часто без использования слов. Друзья часто понимают друг друга по выражению лица, движениям, интонации. Это возможно при наличии образа образа собеседника. Личность собеседника должна быть знакома, что проявляется в предугадывании его реакций, интересов, убеждений, отношения.
- Манипулятивное общение сконцентрировано на получении выгоды от процесса общения. В соответствии с особенностями личности используют разные приемы, включая обман и лесть.
- Светское общение, заключающееся в беспредметности. Здесь люди говорят не то, что думают, а те фразы, которые положено говорить в таких случаях. Это закрытый тип общения, поскольку позиции людей не имеют значения, не определяют характер коммуникативного взаимодействия.
Кодексы делового и светского общения основаны на разных принципах.
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Кодекс светского и делового общения
Кодексы делового и светского общения в своей основе имеют разные принципы. Так, для Кодекса светского общения характерно:
- Соблюдение интересов другого (принципы вежливости, такт).
- Отсутствие порицания, возражения (принципы общения в виде одобрения, согласия).
- Доброжелательность, приветливость (принцип симпатии).
Кодекс делового общения подразумевает:
- Вклад, который должен быть таким, которого требует совместно принятое направление разговора (кооперативность).
- Информации должно быть достаточно (говорить не больше и не меньше, чем требуется).
- Отсутствие ложных сведений (качественная сторона информации).
- Отсутствие отклонений от темы; поиск решения (целесообразность).
- Выражение мыслей ясно и убедительно.
- Умение слушать и понять необходимую мысль.
- Умение учитывать личные особенности собеседника ради интереса дела.
Вывод
Когда один собеседник будет ориентироваться на принципе вежливости, а другой на принципе кооперативности, то их общение не будет эффективным. По этой причине необходимо согласование правил общения и их соблюдение всеми участниками.
Трансактный анализ общения
Тактика общения в психологии представляет собой реализацию в определенной ситуации коммуникативной стратегии (strategies), основанной на владении техниками и знании правил общения. Техника общения включает конкретные коммуникативные умения говорить и слушать.
Общение включает позиции доброжелательности (принятия собеседника); нейтральности; враждебности; доминирования; общения на равных; подчинения.
Концепцию трансактного анализа общения предложил американский психолог Эрик Берн. В ней он выделяет три основные позиции: Ребенок, Родитель, Взрослый. Позиции могут много раз сменять друг друга в течение дня, также какая-то из них может быть преобладающей в поведении.
В позиции Ребенка индивид смотрит на другого снизу вверх, готов подчиняться, испытывает радость от того, что его любят, одновременно чувствуя неуверенность и беззащитность. Данная позиция является в детстве базовой, но часто встречается и у взрослых.
Общаясь с коллегами, человек стремится занять позицию Взрослого. Для нее характерен спокойный тон, выдержка, солидность, ответственность, равноправность в общении.В позиции Родителя разыгрывается роль старого отца, старшей сестры, внимательного мужа (жены), педагога, врача, начальника.
Для позиции Родителя характерны 2 типа поведения:
- карающий Родитель (указания, приказы, критика);
- опекающий Родитель (советы в мягкой форме, защита, опека, помощь, поддержка, сочувствие, жалость).
Позиция Ребенка может сочетать склонность к подчинению, поддержке и защите («послушный ребенок»). Также это может быть эмоциональный импульсивный протест, бунт, непредсказуемые капризы («бунтующий ребенок»).
Общение Родителя и Взрослого характеризуется динамичностью. Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением может либо сбить спесь с Родителя, переводя его в равную позицию Взрослого. Если же Родитель сумеет подавить собеседника, то переведет его в позицию подчиняющегося (бунтующего) Ребенка.
Можно встретить замаскированные разновидности общения, в котором внешний (социальный) уровень не будет совпадать, маскирует истинный психологический уровень общения.
Так, общение продавца и покупателя внешне носит равноправный характер двух Взрослых, но фактически, диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») осуществляется на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Виды и стратегические техники в общении
В зависимости от ситуации, лица вступающие в диалог, прибегают к использованию существующих видов межличностного общения. Кроме стратегий общения в психологии выделяют виды общения, отражающие многообразие необходимых техник для контактов между людьми.
Контакт масок
Контакт масок представляет собой формальное общение, без интереса к собеседнику. Тип межличностного общения, не дающий возможности узнать собеседника, понять его состояние, раскрыть особенности его личности. Поверхностное общение, используется в любом возрасте, в процессе беседы с малознакомыми людьми.
Набор масок, используемых при примитивном общении:
- вежливое обращение или ответы на вопросы собеседника;
- иногда строгость;
- если нужно – безразличие;
- маска скромности;
- проявление участия;
- проявление внимания.
Маска включает в себя набор выражений лица, жестов. Стандартные, заученные фразы, – все, что помогает скрыть свои настоящие чувства и эмоции к собеседнику. Например, поездка в автобусе, где случайный словоохотливый попутчик желает общения, второй пассажир не хочет общаться. В данной ситуации возникает контакт масок, один говорит, другой вежливо кивает, вообще не слушая его.
Психология общения масок позволяет поддерживать беседу, не вызывая негативных эмоций ни у себя, ни у собеседника. Иногда общение через маску полезно, дает возможность не задевать друг друга. Если и дальше люди продолжают общаться через маску, они становятся не интересны друг другу, такое общение не может продолжаться долго.
Психология примитивного общения
Примитивное общение заключается в извлечении выгод для себя из собеседника.
Если что-то нужно от человека – вступление с ним в активный контакт, например, путем открытой просьбы, а получив свое, потеря интереса к собеседнику. Свои истинные чувства не скрываются.
Как Масяня в мультфильме: ” Дять, а дять, купи девушке мороженного”. А получив свое, также открыто говорила грубости: “А теперь проваливай!”
Примитивное общение – это использование другого человека на элементарном уровне. Люди, которые ценят свои отношения с другими людьми крайне редко, а порой и вовсе, не прибегают к подобным уловкам.
Особенности формально-ролевого общения
Формально-ролевое общение – контакт с четко заданными формами, определенными социальными ролями, известными каждой стороне, без учета личности собеседника. Например, покупка в магазине. Сценарий общения один с разными покупателями – общение в рамках товара. Если спросить о здоровье продавца – такая беседа не будет стандартной, происходит переход в межличностное общение.
Используемые роли в данном типе общения:
- учитель – ученик;
- мама – ребенок;
- требовательный папа – задиристый ребенок;
- модная девочка.
Психология делового общения
Психология и этика делового общения заключаются в общении, опирающем только на деловые качества партнера. Деловые качества друг друга партнеры, как правило, изучают и понимают правильно, от их направленности зависит скорость и качество решения поставленных задач.
Правила делового общения заключаются в том, чтобы, как можно быстрее решить поставленную текущею задачу:
- каждый работает с задачей на своем участке;
- не приветствуется многословие – общение конкретное по делу;
- желательно говорить только правду, нельзя утаивать информацию;
- не общайся на отвлеченные темы, ищи решение для конкретной задачи;
- выражайся ясно, не используй “вычурных слов”;
- слушай внимательно, не приветствуется повторение более двух – трех раз;
- умей приспособиться к партнеру.
Коммуницирующие стороны при деловом общении могут хорошо знать деловые качества партнера и совсем не знать о его личности, не знать об его увлечениях, хобби. Несомненно, деловые качества важны, но для понимания человека важны и личностные характеристики. При случайном сближении может так оказаться, что найдется ряд общих интересов.
Духовное или межличностное общение
Духовное общение, иногда его называют межличностное общение, контакт между друзьями, близкими людьми. Такое общение людей подразумевает родство душ. Здесь все известно о другом человеке, беседа строится на общих интересах, на взаимной симпатии, на помощи друг другу. При таком типе общения комфортно даже помолчать вместе.
Психология манипулятивного общения
Манипулятивное общение – контакт с целью извлечения выгод из собеседника, но в отличие от примитивного общения, манипулятор не говорит прямо о своих намерениях, а использует разные приемы для достижения своей цели:
- лесть;
- запугивание;
- обман;
- демонстрация заботы, доброты;
- имитацию порядочности.
Это все приемы нечестной игры, цель которой запутать, пустить пыль в глаза, ради получения своей выгоды, даже в ущерб желаниям другой стороны.
Важно научиться распознавать манипулятора и противостоять ему в его корыстных и нечистых стремлениях.
Особенности светского общения
Особенность светского общения в его беспредметности, беседа, но по сути ни о чем. Говорят не то что думают, свои основные мысли и желания не выражают. Даже, если предпринять попытку выразить и поговорить по существу дела, такого спорщика не поймут и могут попросить удалиться из общества. Данный тип общения используется на приемах, презентациях, на отдыхе, при поверхностных знакомствах.
В светских кругах существуют определенные негласные правила, которых придерживаются:
- вежливый тон, тактичность при вопросах и ответах;
- одобрение, согласие;
- симпатия, улыбка, приветствие друг друга.
Таким образом, можно сказать о многообразии типов межличностного общения в психологии, цель которых сделать общение эффективным в той или иной ситуации.
Иллюстрация pixabay.com
Официальное ролевое общение. Определение, особенности и требования
Участниками общения всегда являются конкретные люди, которые обладают специфическими качествами. Эти качества и черты людей раскрываются в ходе общения и осуществления совместной деятельности.
В ролевом виде общения собеседники выступают в качестве носителей определенных ролей, например, продавец – покупатель, врач – пациент, учитель – ученик. В ролевой форме общения человек лишается спонтанности поведения, так как его шаги и действия диктуются ролью, которую он исполняет.
То есть ролевое общение – это общение, в ходе которого человек проявляет себя не как индивидуальная личность, а как единица социума, которая выполняет определенные задачи.
Этот вид общения играет значительную роль в жизни людей.
Ролевое общение – это тип общения и взаимодействия с другими людьми, помогающий решить сложные задачи, которые невозможно разрешить в одиночку.
Общая терминология
Прежде чем говорить о ролевом типе общения, следует разобраться в основных понятиях.
Общение – это контактирование между живыми организмами, включает в себя обмен данными, информацией. Сопровождается процесс взаимным восприятием и попытками повлиять друг на друга.
Функционально-ролевое общение – это общение партнеров на уровне общественных ролей, например начальник и подчиненный. При этом виде общения задействованы определенные нормы и ожидания.Межличностное общение – это общение между отдельными личностями, оно очень многопланово. Практический интерес предоставляет возможность влияния собеседников друг на друга.
Виды общения
Общение может быть конфликтным или доверительным. Доверительность – это важный признак всех форм контактирования, без нее нельзя вести переговоры, решать личные вопросы. Конфликтное общение – это взаимное противостояние людей, взаимные выражения недоверия и неудовольствия.
Общение подразделяют на деловое и личное, прямое и опосредованное (при помощи дополнительных средств – аудио-, видеотехники, писем, электронной почты).
В социальной психологии выделяют такие типы социально-ролевого общения, как:
- Императивное общение – это авторитарная форма контактирования с партнером, с целью достижения полного контроля над его поведением, мыслями, установками и принуждения его к определенным решениям или действиям. Партнер выступает пассивной стороной. В качестве форм оказания влияния используют приказы, требования и предписания. Самые яркие примеры применения императивного общения – это при ролевом общении «начальник – подчиненный», «командир – солдат». Но такой тип контактирования совершенно неуместен в супружеских взаимоотношениях, в отношениях между детьми и родителями, в системе педагогических взаимоотношений с учениками.
- Манипулятивное общение – это форма общения, при которой влияние на собеседника осуществляется скрытно, но цель остается такой же, как и при императивном виде, то есть оказание влияния и достижение полного контроля над собеседником. При таком типе общения партнер воспринимается не как индивидуальность, а как носитель нужных манипулятору качеств и свойств. Но часто случается так, что человек, который выбрал этот тип общения с людьми, становится сам жертвой собственной манипуляции. Он начинает себя воспринимать фрагментарно, руководствуется мнимыми целями и мотивами, переходит на стандартные формы поведения. Как правило, манипулятивная форма общения используется не совсем порядочными людьми в бизнесе, деловой сфере, в СМИ.
Понятие о ролевом общении: особенности
Ролевой тип общения – это общение людей, которые являются носителями определенных социальных ролей, например, мама и ребенок, учитель и ученик, муж и жена.
Это общение строится по определенным правилам, которые устанавливает общество, используют эти правила для упрощения процесса общения, облегчения выполнения задач каждого участника.
Если проигрывать различные ситуации в сюжетно-ролевой игре, общение в реальной жизни значительно облегчается.
В некоторых случаях общение по установленным социальным ролям невозможно, например, деловые переговоры или совещания подчинены деловому этикету, и общение в этих рамках значительно сложнее, чем в рамках учитель–ученик.
В детстве деловой тип общения отрабатывается в ролевых играх, когда дети договариваются, в какую игру будут играть, или, например, существуют специальные игры, в которых дети получают навыки общения в деловых ситуациях.
Благодаря играм происходит сближение детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений, происходит развитие общения. Сюжетно-ролевая игра воспитывает умение и желание совместно играть, умение договариваться, радоваться успехам товарища, делиться игрушками, совместно осуществлять определенные действия, не мешая, а помогая друг другу.
Роли
При ролевом виде общения вместо понимания индивидуальности контактного лица обходятся только знанием той роли, которую он играет, а в жизни каждый играет множество ролей.
Роль – это способ поведения, который диктуется обществом, поэтому, например, ученику или кассиру не свойственно вести себя как военному.
Мы все живем в обществе, следовательно, каждый из нас выполняет огромное количество социальных ролей (функций). Например, служебные – подчиненный (начальник), сотрудник, специалист, ученый, ученик; житейские – клиент, квартиросъемщик, сосед, покупатель; семейные – муж (жена), сын (дочь) и так далее.
Социальная роль – это тип поведения человека в системе общественных, социальных и личностных отношений. Проще говоря, это тип поведения человека, занимающего определенный социальный (общественный) статус.Виды социальных ролей классифицируются по социальным группам, отношениям, видам деятельности, в которых участвует или в которые входит личность.
Классификация ролей
В зависимости от отношений выделяют социальные и межличностные роли.
- Социальные связаны с общественным статусом, видом деятельности, профессией. Эти роли безличные и стандартизированные, они строятся на основе обязанностей и прав, вне зависимости от того, кто эти роли исполняет.
- Межличностные роли связаны с отношениями, которые контролируются на эмоциональном уровне: лидер, любимый человек, кумир и др.
Основные характеристики социальной роли
Характеристики социальной роли выделил американский социолог Толкотт Парсонс. Вот основные из них:
- По масштабу – некоторые роли могут быть строго ограничены, в то время как другие размыты. Масштаб роли зависит от широты межличностных отношений, например, между женой и мужем устанавливается большой масштаб, так как между ними широкий диапазон отношений. Они интересуются всеми сторонами жизни друг друга, следовательно, их отношения не ограничены. Но есть отношения строго ограниченные, например, продавец и покупатель. Взаимодействие между ними осуществляется по конкретному поводу. В этом случае масштаб роли небольшой.
- По способу получения социальные роли делятся на: предписанные и завоеванные. Способ получения той или иной роли зависит от того, насколько неизбежна она для человека. Например, роли, которые определяются возрастом или полом, не требуют усилий для приобретения. Но есть роли, которые надо завоевывать в процессе жизни, например, студента, профессора, начальника отдела. То есть это роли, которые связаны с профессией или достижениями человека.
- По степени формализации: деятельность может протекать произвольно или в строго установленных границах. Формализация роли определяется спецификой межличностных отношений. Одни роли предполагают установление исключительно формальных отношений, другие, наоборот, неформальных, третьи роли могут сочетать в себе как формальные черты, так и неформальные. Например, отношения представителя ГИБДД и нарушителя правил дорожного движения несут в себе формальный характер, а отношения внутри семьи – неформальный. Но бывают случаи, когда из формальных взаимоотношений отношения между людьми перерастают в неформальный вид. Это происходит, когда люди долгое время взаимодействуют друг с другом и в отношениях появляется эмоциональность и чувства.
- По видам мотивации: личная прибыль, получение каких-либо благ и так далее. Мотивация зависит от мотивов и потребностей человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родитель заботится о своем ребенке, руководствуясь чувством любви, а руководитель трудится во имя предприятия.
Ролевые конфликты
Они возникают при невыполнении обязанностей роли или когда у одного человека возникает необходимость одновременно выполнять несколько своих ролей, которые противоречат друг другу. Также конфликтная ситуация может возникнуть из-за противоречия между разными ролями некоторых сотрудников организации.
Например, начальник отдела дал задание написать отчет о проделанной работе за час, а руководитель предприятия настаивает на том, чтобы отчет был качественным, и требует от начальника отдела, чтобы он выделил сотруднику больше времени на работу.
Ролевые позиции
В современной психологии проанализировал ролевые позиции в общении американский психолог Э. Берн. Он за единицу общения принял трансакцию или психологическое состояние внутреннего «Я» человека. Им были выделены состояния, которые проявляются в процессе общения в виде исполнения 3 ролей:
- Состояние «Родитель», которое психологически напоминает состояние родителей. Основано на отложившихся в сознании человека формах, стилях и методах обучения и воспитания, которые применяли его родители.
- Состояние «Взрослый», основано на объективном отношении к событиям.
- Состояние «Ребенок», основано на отношении к действительности, которое сохранилось с раннего детства.
Эти состояния вполне нормальные, они неоднократно проявляются в жизненных ситуациях.
Например, позиция «Родитель» проявляется в ситуациях, требующих приказа, указа, критики, выговора. Или, наоборот, тогда, когда необходима забота, совет, ухаживание, помощь, поддержка, сочувствие.
Позиция «Ребенок» проявляется в обидах, капризах, эмоциональном протесте, при любом поведении, которое можно охарактеризовать как импульсивное, нерациональное. Или наоборот, тогда, когда человек ищет авторитет, защиту, опору.
Позиция в общении «Взрослого» проявляется в виде объективного, разумного подхода к событиям, выражается в спокойном, выдержанном отношении к людям.
Типы общения в зависимости от ролевой позиции
Наиболее эффективным и комфортным является общение людей, которые находятся в позиции «Взрослый», также хорошо понимают друг друга люди в позиции «Ребенок».
Общение «Взрослого» и «Родителя» напряженное: «Взрослый» своим спокойствием раздражает «Родителя», он или собьет с него спесь, или заставит его перейти в общении в равноправную позицию «Взрослого». Но бывает, что «Родитель» подавляет своего собеседника, в таком случае, вероятнее всего, разовьется конфликт.
Общение «Взрослого» и «Ребенка» динамично: «Взрослый» побуждает собеседника к серьезности и ответственности, в этом случае или «Ребенок» перейдет в позицию «Взрослого», или «Взрослый» займет позицию «Родителя».
Общение «Родителя» и «Ребенка» взаимодополняемое.
Общение двух «Родителей» очень конфликтоопасное. Кому-то необходимо на время изменить свою позицию на «Ребенка» или «Взрослого».
Понятие о статусе, роли и характере общения в зависимости от статуса
Элементами социальной структуры общества выступают роли и статусы. Последние характеризуют устойчивость общества. Статус – это позиция личности в социальной системе, которая определяется по характерным признакам, например профессиональным.
Каждый человек обладает рядом статусов и играет определенные роли. Совокупность всех статусов, которые занимает человек, называют статусным набором. Они подразделяют на: социальные (класс, профессия, возраст, национальность), личные, предписываемые (мать, отец, теща, зять).
Человек относится к другим людям в соответствии со своим статусом, например, бедные завидуют богатым. Статусы определяют содержание, характер, продолжительность человеческих взаимоотношений и статусно-ролевого общения.
Общение деловое
Основную часть делового ролевого общения составляет общение служебное. Оно формирует взаимодействие людей в организациях в рабочее время. Но кроме этого, в понятие «деловое общение» входит общение во внерабочее время – на выставках, деловых приемах, семинарах, конференциях.
Особенности делового типа общения:
- Максимальное достижение взаимопонимания.
- Самое максимальное понимание предмета общения и ситуации. При деловом общении учитываются личностные особенности собеседника, но интересы дела всегда стоят на первом месте, они более значимы, чем возможные личные расхождения во мнениях.
Основные формы делового общения: беседа, публичное выступление, совещание, переговоры, дискуссия, телефонный разговор, деловая переписка.
Взаимоотношения личностей во время делового общения – очень важное явление. Без этого невозможна качественная деятельность служащих и руководителей.
Заключение
Человеческое общение многогранно и зависит от целей, которые преследуют собеседники.
Взаимодействие человека с окружающей действительностью осуществляется в системе отношений, которые формируются между людьми в их социальной жизни.
Для того чтобы учитель смог обучить ученика, он должен вступить с ним в процесс общения. А это многогранный процесс развития связей и контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности.
Официальное ролевое общение – это… Определение, особенности и требования
Участниками общения всегда являются конкретные люди, которые обладают специфическими качествами. Эти качества и черты людей раскрываются в ходе общения и осуществления совместной деятельности.
В ролевом виде общения собеседники выступают в качестве носителей определенных ролей, например, продавец – покупатель, врач – пациент, учитель – ученик. В ролевой форме общения человек лишается спонтанности поведения, так как его шаги и действия диктуются ролью, которую он исполняет.
То есть ролевое общение – это общение, в ходе которого человек проявляет себя не как индивидуальная личность, а как единица социума, которая выполняет определенные задачи.
Этот вид общения играет значительную роль в жизни людей.
Ролевое общение – это тип общения и взаимодействия с другими людьми, помогающий решить сложные задачи, которые невозможно разрешить в одиночку.